влажно-тепловая обработка - Вязание - Фабрика идей - Женское хобби

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 200

Мини-чат

Сегодня были:

Главная » Статьи » Вязание

влажно-тепловая обработка
Некоторые заметки по поводу ВТО
babulya
ira_fd
После очередной плодотворной дискуссии с zuiki я решила написать не только пару слов и даже не одно предложение, а целый пост, чтобы уж наверняка никого не расстраивать и не вводить в заблуждение моими комментариями. Я расскажу, что и как я делаю с контр. образцом и очень надеюсь, что теперь уж точно из-за меня никто не совершит ошибок и никому не придётся перевязывать испорченные изделия :))


Не буду подробно рассказывать, что такое ВТО (влажно-тепловая обработка), которую в последнее время часто называют ещё и блокировкой (от англ. blocking). Про ВТО можно прочитать практически в любой книге по вязанию, нет смысла повторять это снова. В книге Максимовой это урок 9 «С чего начинать вязание». В книге «Энциклопедия вязания» (Vogue Knitting) на русском и английском языках – стр.59.

Я действую в таком порядке.

1. Контр. образец измеряю сразу после вязания – записываю размеры.
Измеряю от края до края, если узор сложный и петли на полотне не просматриваются. Или 5-7 см в центре, если хорошо видны петли и ряды на полотне.

Теперь нужно решить, что делать с этим образцом дальше.

Во-первых, стоит внимательно посмотреть на этикетку пряжи. В большинстве случаев в состав пряжи входят искусственные волокна, которые нельзя подвергать тепловой обработке – гладить, отпаривать. На этикетках есть соответствующий значок – перечёркнутый утюг, почему-то на эти значки почти никогда не обращают внимание. Я всегда храню одну этикетку в пакете с готовым изделием как инструкцию для стирки.


Во-вторых, не стоит гладить или обрабатывать паром рельефные узоры: резинки, путанки, жгуты и аранские узоры. Объемное рельефное полотно может превратиться в тонкую и «неживую» тряпочку. Неудачным отпариванием можно совершенно раздавить даже чулочную вязку или ажуры.

В-третьих, без правильного утюга с хорошим отпаривателем вообще маловероятно произвести этот процесс удачно. 

Я столько раз видела доведенное до безжизненного состояния полотно, когда мне приносили совершенно раздавленные утюгом вещи и с надеждой спрашивали, как это можно исправить («но в книжке же написано отпарить…», «но я же совсем чуть-чуть…»). Что можно сказать-посоветовать, когда понимаешь, что это необратимо? Никакими способами вернуть это в первоначальное состояние не удавалось.

Учитывая все эти ограничения, я пришла к выводу, что без отпаривания вполне можно обойтись. И вот теперь заранее предостерегаю – не пользуйтесь утюгом, хотя бы для готовых деталей. В любом случае все эксперименты следует проводить сначала на контр. образце.

N.B.! Я не говорю, что отпаривать нельзя ни в коем случае, я только хочу сказать, что я этого не делаю. 

2. Что же я делаю со связанным образцом? А делаю я всё то же, что буду делать с готовым изделием – просто стираю, чаще всего мочу без каких-то моющих средств, но всегда со смягчителем/ополаскивателем. Опускаю образец в воду, несколько раз сжимаю/разжимаю, чтобы полотно равномерно намокло. Делаю это аккуратно и бережно. Не тру, не дергаю и вообще никаким образом не издеваюсь – я же не собираюсь этого делать и с готовым изделием.


Дальше контр. образец отжимаю в махровом полотенце, аккуратно расправляю и раскладываю на сухом полотенце. Для этого у меня есть специальное клетчатое полотенце, чтобы было удобно расправить образец в правильную прямоугольную форму. Жду, пока образец высохнет. Если совсем уж невтерпёж, то просушиваю под вентилятором, но только не на батарее и не феном с горячим воздухом. 

После просушивания измеряю снова – записываю размеры. Сравниваю размеры до и после стирки. Чаще всего размеры образца после стирки не изменяются, и проблем с расчётами нет.

Я не распускаю образец до конца вязания. Он может пригодиться для проверки, если полотно не соответствует расчётам. Приходится выяснять, где же всё-таки произошла ошибка – изменилась плотность или расчёт был неточным. С опытом таких несоответствий практически не бывает.

3. А вот исключения иногда случаются – когда вяжу из незнакомой пряжи и вижу, что образец после стирки меняется непредсказуемым образом. В этом случае я прежде всего стараюсь выбрать свободную не облегающую модель без точной посадки по фигуре, для которой нужна самая простая форма выкройки, лучше всего прямоугольник. Ну, подумаешь, получится чуть шире, чуть длиннее…

Если же выкройка должна быть более сложной, то я стираю/мочу часть связанной детали перед тем, как перейти к каким-то изменениям формы. Например, связанную часть спинки от низа до линии груди прежде, чем начать убавления пройм, или нижнюю часть рукава перед образованием оката. Бывало так, что после высыхания приходилось довязывать или распускать несколько сантиметров.

Я вяжу только на круговых спицах, на них же оставляю вязание, когда мочу его. Нужно только сдвинуть петли со спиц на тросик, чтобы они не растягивались во время стирки. С прямыми спицами несколько сложнее, полагаю, что придётся переодеть вязание на спицу с тросиком или на толстую нить, чтобы между постиранной частью и последующим вязанием не остался след в виде горизонтальной полосы.

Ну, и конечно, обязательно мочу полностью связанные детали до сшивания. Такие обработки деталей по частям, а потом и готовых деталей дают определённую уверенность, что изделие не изменится после первой же стирки.

Как всегда, по заветам ЭЦ, я не считаю, что это единственно правильный метод. Имея хороший паровой утюг и немалый опыт, вполне можно поступать любым другим способом.
Категория: Вязание | Добавил: Рина (07.03.2016)
Просмотров: 97 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]